Ги де Мопассан (Guy de Maupassant) (полное имя - Анри Рене Альбер Ги де Мопассан) (05.08. 1850 года, замок Миромениль близ Турвиля-сюр-Арк, Приморская Сена, - 06.07.1893 года, Париж) - французский писатель.

Отец - из обедневших дворян, мать из культурной буржуазной семьи. Окончил руанский лицей в 1869. В 1870-71 в армии, участвовал во франко-прусской войне. Затем до 1880 служил чиновником в министерствах. В 70-е гг. овладевал литературным мастерством под руководством Г. Флобера. У него Мапассан встретился с ведущими французскими писателями и критиками 19 в. (Э. Золя, Э. Гонкур, А. Доде, И. Тэн), а также с И. С. Тургеневым, который познакомил его с русской литературой и стал его вторым литературным учителем. Тургеневу Мапассан посвятил первый сборник своих рассказов "Заведение Телье" (1881) и написал о нём две статьи. В литературу Мапассан вошёл в 1880 книгой стихов и новеллой "Пышка", отличавшейся резкой антибуржуазной направленностью и зрелым мастерством, что стало характерным для дальнейшего творчества писателя. За последующие 11 лет Мапассан написал 6 романов, 18 сборников рассказов, книги путевых очерков, пьесы, множество статей и др. произведений. В 1891 писательский путь Мапассана трагически оборвался вследствие психического заболевания.

Мапассан - один из последних великих французских реалистов 19 в. В основе его творчества - трезвое, без иллюзий, понимание сути господствующих социальных отношений, фальши буржуазной демократии и политиканства эпохи Третьей республики, мерзости милитаризма и колониальных авантюр. Остро ощущая духовное убожество, пошлость, эгоизм собственников, Мапассан стремился противопоставить буржуазной морали близость к природе, правду естественных чувств человека. Вместе с тем бесперспективность исторической ситуации после поражения Парижской Коммуны 1871, воздействие позитивизма порождали у Мапассана пессимистической мысли о невозможности изменения существующего порядка вещей. В связи с этим человек у Мапассана подчас оказывается непреодолимо одиноким ("Одиночество"), беспомощным перед случайностью ("Ожерелье"), болезнью, страстью ("Маленькая Рок"), смертью, перед общим неблагополучием жизни. В иных случаях пессимизм Мапассана, разрушая утешительные иллюзии, оказывается своеобразной формой социальной критики.

Задачу искусства Мапассан видел в том, чтобы раскрывать "беспощадную правду жизни", ратовал за объективность художника, ясность и точность формы, простоту и выразительность языка, утверждал необходимость строгого отбора фактов, с помощью которых художник создаёт не фотографию, а воспроизведение жизни, "...более полное, более захватывающее, более убедительное, чем сама действительность" (Полное собрание соч., т. 8, Мапассан, 1958, с. 11).

Новеллы Мапассана - средство смелого и глубокого исследования жизни. Разнообразные по тематике, и социальному лицу персонажей, по способу повествования, по авторской интонации - от трагической ("В порту"), элегической ("Менуэт") до открыто или скрыто иронической ("Заведение Телье" и др.) и юмористической ("Мощи" и др.) - новеллы отличаются напряжённым интересом к человеку, умением показать характер и чувства героев через их действия, поступки, речевую манеру. Мапассан создал целую галерею буржуа-обывателей, частная жизнь которых демонстрирует духовное убожество, лицемерие чувств и отношений ("Драгоценности", "Награжден!", "В лоне семьи", "Завещание" и многие др.). Утверждая красоту любви ("Лунный свет", "Счастье"), Мапассан с горечью изображал её профанацию, превращение в предмет купли-продажи или грязной забавы ("Иветта", "Правдивая история" и др.). В рассказах из народной жизни Мапассан показал не только жадность и темноту франц. крестьянина ("Бочонок", "Дьявол" и др.), но и страшную судьбу людей, выброшенных на дно жизни ("Бродяга", "Шкаф", "Нищий"); среди простых людей Мапассан нередко находит нравственную чистоту и человечность ("Папа Симона", "Дочка Мартена" и др.), искренний патриотизм и способность к подвигу ("Пышка", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон").

В первом романе "Жизнь" (1883) Мапассан общечеловеческую тему столкновения романтической мечты с грубой прозой жизни наполняет чётким социально-историческим содержанием; судьба главной героини с её чистотой и беззащитностью воплощает трагедию человека в обществе буржуазного практицизма. "Милый друг" (1885) - история карьериста, вырастающая в памфлетно острое обличение политических нравов Третьей республики. Вторжение духа наживы и буржуазного предпринимательства в сферу семьи и интимных отношений составляет тему романов "Монт-Ориоль" (1886) и "Пьер и Жан" (1887-88). Последние романы ("Сильна как смерть", 1889, "Наше сердце", 1890) отмечены сужением социального кругозора, перенесением акцента на проблемы "чистой психологии".

Искусству Мапассана свойственны строгая внутренняя художественная логика, сжатость, точность и ясность "подлинно французского языка", по словам А. Франса. За внешней простотой его прозы скрыто сложное мастерство сочетания и виртуозного использования литературных и речевых стилей, всего богатства общенародного франц. языка. Многие новеллы Мапассана были инсценированы и так же, как его пьесы (лучшая из них - комедия "Семейный мир" по его же новелле "У постели", пост. 1893), ставились в парижских театрах ("Мадемуазель Фифи", пост. 1896; "Иветта", пост. 1901; "Пышка", пост. 1902, и др.), на русской и советской сцене ("Мадемуазель Фифи", 1914, "Милый друг" под названием "Господин Дюруа", 1951, и др.). Экранизации: франко-австрийская "Милый друг", 1955; французская "Жизнь", 1958, и др.

Произведения Мапассана были переведены и изданы в России ещё в 19 в. Первым пропагандистом Мапассана был И. С. Тургенев. Л. Н. Толстой высоко ценил талант Мапассана, сумел понять его противоречия и духовную драму. Значение Мапассана-художника подчёркивали А. П. Чехов, А. И. Куприн, М. Горький, А. В. Луначарский и др.
В 1891 году Мопассана, впавшего в полное безумие, помещают в клинику в Париже

Скончался 6 июля 1893 в клинике для душевнобольных.

Отредактировано Vampiress (2007-10-05 21:18:09)