Гиппиус Зинаида Николаевна (8.11.1869 - 9.9.1945)
Зинаида Николаевна Гиппиус– поэт, прозаик, критик. Из обрусевшей немецкой семьи. В 70-е г. её отец служил товарищем обер-прокурора сената, но вскоре переехал с семьей в Нежин, где получил место председателя суда. После его смерти, в 1881 году, семья переселилась в Москву, а затем в Ялту и Тифлис. Основам наук Гиппиус обучали домашние  учителя. В 80 гг., живя в Ялте и Тифлисе, Гиппиус увлекается русской классикой, особенно Ф. М. Достоевским.
Выйдя замуж за Д. С. Мережковского, летом 1889 г. Гиппиус вместе с мужем переезжает в Петербург, где и начинает литературную деятельность в кружке символистов, который в 90 гг. складывается вокруг журнала   «Северный вестник» (Д. Мережковский, Н. Минский, А. Волынский, Ф. Сологуб)  и популяризует идеи Бодлера, Ницше, Метерлинка. В русле настроений и тем, свойственных творчеству участников этого кружка, и под влиянием новой западной поэзии начинают определяться поэтические темы и стиль поэзии Гиппиус.
В печати стихи Гиппиус появились впервые в 1888 г. в «Северном вестнике» за подписью Зинаиды  Гиппиус. Позже она берет псевдоним Антон Крайний. Основные мотивы ранней поэзии Гиппиус – проклятия скучной реальности и прославление мира фантазии, искание новой нездешней красоты («мне нужно то, чего нет на свете…»), тоскливое  ощущение разобщенности с людьми и в то же время – жажда одиночества. В этих стихах отразились основные мотивы ранней символической поэзии, ее этический и эстетический максимализм. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится лишь к «тройной бездонности мира», трем темам – «о человеке, любви и смерти». Поэтесса мечтала о примирении любви и вечности, но единственный путь к этому видела в смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Эти размышления определили на «вечные темы» определили тональность многих стихов Гиппиус.
В двух первых книгах рассказов Гиппиус господствовали те же настроения. «Новые люди» (1896) и «Зеркала» (1898). Основная мысль их – утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты «во всех ее проявлениях» и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины. В рассказах этих книг – явное влияние идей Достоевского, воспринятых в духе декадентского миропонимания.
В 1901 - 1902 гг. одна из организаторов Религиозно-философских собраний и фактический соредактор религиозно-философского журнала "Новый путь" (1903 - 1904), ведущий критик журнала "Весы", постоянный критик "Русской мысли" (1910 - 1914), сотрудничает в газетах "Слово", "Речь", "День", "Утро России".

В идейно-творческом развитии Гиппиус большую роль сыграла первая русская революция, которая обратила ее к вопросам общественности. Они начинают теперь занимать большое место в ее стихах, рассказах, романах. После революции выходят сборники рассказов «Черное по белому» (1908), «Лунные муравьи» (1912), романы «Чертова кукла» (1911), «Роман-царевич» (1913). Но, говоря о революции, создавая образы революционеров, Гиппиус утверждает, что истинная революция в России возможна лишь в связи с революцией религиозной (точнее – в результате ее). Вне «революции в духе», убеждала Гиппиус, изображая в «Чертовой кукле» русскую послереволюционную действительность, социальное преображение – миф, вымысел, игра воображения, в которую могут играть лишь неврастеники-индивидуалисты.
Встретив враждебно октябрьскую революцию, Гиппиус вместе с Мережковским в 1920 г. эмигрировала. Эмигрантское творчество Гиппиус состоит из стихов, воспоминаний, публицистки. Она выступала с резкими нападками на Советскую Россию, пророчествовала ее скорое падение. Из Эмигрантских изданий наибольший интерес представляет книга стихов «Сияние» (Париж, 1939), два тома воспоминаний «Живые лица» (Прага, 1925), очень субъективных и очень личных, отразивших ее тогдашние общественные и политические взгляды, и незаконченная книга воспоминаний и Мережковском (Гиппиус – Мережковская З. Дмитрий Мережковский – Париж, 1951), о которой даже критик эмигрант Г. Струве сказал, что она требует больших поправок «на пристрастность и даже озлобленность мемуариста» (Струве Гиппиус. Русская литература в изгнании. – Нью-Йорк, 1956 – с. 139).
Гиппиус тяжело перенесла кончину мужа (1941). Тем не менее ей удалось создать литературный памятник Д.Мережковскому, книгу-биографию, насыщенную обширнейшим фактическим материалом. Ее книга "Дмитрий Мережковский" вышла после ее смерти, в 1951.
В возрасте 76 лет она скончалась 9 сентября 1945 в Париже.